mimoid ([info]mimoid) wrote,

Дэвид Линч - сектант



Возможно, для многих это банальная и давно известная информация, но я для себя это открыл лишь позавчера. Ранее увлечениями Линча не интересовался, слышал только краем уха, что он погряз в каких-то эзотерических дебрях и проповедует медитации. Однако все оказалось куда хуже.

Во время пресс-конференции Линча в Москве, посвященной выходу на русском его книги "Поймать большую рыбу", на возвышении перед публикой восседало три человека: посредине сам герой дня, по левую от него руку организатор мероприятия, а по правую - никому не известный мужчина, не произнесший за все время ни одного слова. Примерно час Линч отвечал на вопросы журналистов. Смотреть на его добрую физиономию и слушать его медовый голос мне было очень приятно. По большей части он расхваливал трансцендентальную медитацию (ТМ - это, как я понимаю, официальное сокращение), рассказывал, как хорошо ему стало жить благодаря ежедневным медитативным практикам, и какую общественную пользу несет ТМ (например, он поведал о том, что в некоторых школах в США, где учились трудные подростки, которые применяли наркотики, носили оружие, и периодически кончали самоубийствами, были в обязательном порядке введены занятия ТМ, в результате чего через год поведение и успеваемость значительно улучшились, короче - сплошная неоспоримая польза на лицо). Я даже было неопределенно подумал, что раз это такая полезная и приятная вещь, то не заняться ли и мне медитацией когда-нибудь. Конечно, Линч сказал, что для этого нужен квалифицированный учитель, но это показалось вполне логичным.

Насторожила меня лишь пара незначительных деталей. Первая из них - странные апелляции Линча к науке, которые якобы должны как-то утвердить нас в мысли о том, что ТМ не противоречит современным научным представлениям. Главный аргумент Линча таков: открытое учеными около 30 лет назад Единое Поле и является тем единым океаном бесконечного сознания, в который человек погружается во время ТМ. Не акцентируя внимание на необходимости хоть как-то обосновать эту поверхностную аналогию, отмечу более принципиальный, на мой взгляд, момент. Никакого "Единого Поля" ученые не открывали. Существуют различные теории объединения четырех физических взаимодействий (электромагнитного, слабого, сильного и гравитационного), но, насколько мне известно, за рамки гипотез они не вышли, никаких неоспоримых опытных подтверждений существования "единого поля" или "единого взаимодействия" пока что нет. То есть имеет место либо искреннее заблуждение, либо хорошо продуманное манипулирование слушателями, совершенно не разбирающимися в предмете (недавно как раз слушал в какой-то радиопередаче опрос людей на улицах Москвы о том, чем, по их представлениям, занимается современная физика, - что-то люди в школе, конечно, слышали в полуха, но вообще в головах каша жуткая). Второй насторожившей меня вещью было то, что Линч, очень складно и много говоривший о своем кино и о достоинствах ТМ, не очень четко отвечал на некоторые вопросы и стремился любую тему свести к восхвалению ТМ. Например, его спросили, знает ли он других известных творческих личностей, на которых бы ТМ повлияла так же сильно и благотворно, как на него. Он ответил, что, конечно, знает, но вместо того, чтобы назвать кого-нибудь, начал снова втирать о том, что ТМ прекрасно влияет на всех людей, меняя их в лучшую сторону и бла-бла-бла. Еще смутило, что многое из того, что он говорил, я уже слышал в каких-то его речах на ютубе, складывалось впечатление, что он все время повторяет одно и то же. Но это-то я объяснил себе легко: если глупые журналисты задают все время одни и те же вопросы, то ему проще всего и отвечать им все время одно и то же.

После пресс-конференции мне в руки попала та самая книга Линча "Поймать большую рыбу", которую я и прочитал за несколько часов. Что она собой представляет? 200 страниц в твердой обложке. Шрифт крупный, расстояние между строками большое, огромное количество страниц просто пустые. Книга состоит из коротких главок-размышлений Линча на ту или иную тему. На каждую главку выделяется четное количество страниц, так что если главка состоит всего из нескольких строчек, то полторы страницы остаются девственно чистыми. Словом, книгу можно было выпустить в виде небольшой брошюрки и продавать значительно дешевле (сейчас она стоит около 300 рублей) - благо, полезной информации там не так уж много. О чем Линч пишет (вернее, писал не он - он, по собственному признанию, лишь отвечал устно на задаваемые вопросы, а записывали другие люди)? Основная мысль книги: все идеи - это рыбы, которые плавают в безграничном океане сознания. Дело каждого художника, да и человека вообще, - этих рыбок вылавливать. А вот чтобы ловить их много и чтобы они были побольше - нужно погружаться в этот океан с помощью техник ТМ. Примерно 50% текста - о реальной пользе ТМ в жизни Линча и потенциальной пользе в жизни всего человечества (если собрать несколько тысяч медитирующих вместе, то их энергия будет воздействовать на окружающее пространство и людей, бла-бла-бла). Немножко о том, как он пришел к кино. Остальное - о творчестве вообще и о его фильмах в частности (тоже примерно 50-60%, т.к. различные темы порой смешиваются в одной главке). Вот это действительно интересно почитать: он рассказывает, как ему приходили в голову некоторые идеи и образы, и, например, прямо заявляет, что сам не все понимает в своих фильмах (так что популярные в интернете попытки объяснить логически или символически все, происходящее на экране в "Твин Пиксе" или "Малхолланд Драйве", не являются чем-то большим, нежели просто игрой ума, Линч не снимает фильмы-головоломки). Но, повторюсь, информации этой крайне мало, ибо книжка сама по себе худосочная донельзя.

А вот в конце книги - самое интересное! Цветная вклейка, рекламирующая ТМ в России, а так же различные их товары (продукты питания, одежду и т.п.) и услуги (улучшение лидерских качеств, например). Все это сопровождается яркими надписями о том, что ТМ невероятно полезна и научно обоснованна. И когда я это увидел, до меня дошло, что то, о чем Линч рассказывал, как о полезных и безопасных занятиях на каждый день для каждого человека (он особо упирал на то, что ТМ - не религия, и никаким религиям не противоречит), на самом деле является только верхушкой айсберга, под которой скрывается крупный прибыльный бизнес. Раньше я о "Трансцендентальной Медитации" ничего не слышал, но теперь стал искать, и наткнулся на такой сайтик: http://tm-sekta.narod.ru/ Он коряв и не слишком информационно наполнен, но на нем есть сведения о судах над ТМ в США, которые признали ТМ религией (не зря Линч на это делал акцент!), а так же о том, что во Франции ТМ признана деструктивной сектой. Есть и такие страшилки: http://www.iriney.ru/sects/tm/001.htm - там помимо прочего рассказывается и о "научных исследованиях ТМ", о которых любит говорить Линч, и о масштабах коммерческой деятельности этой организации. Штука в том, что занятия ТМ, конечно, платные, а у людей, ставших членами секты, рано или поздно появляется желание финансировать деятельность этой организации, то есть, по сути, отдавать ей свои деньги.

Короче говоря, книга Линча "Поймать большую рыбу" - не что иное, как рекламная брошюра секты ТМ, раздутая искусственным путем до размеров книги, довольно хитроумная агитка, которой не избежать участи стать бестселлером благодаря фамилии "автора" на обложке. Маркетинговый отдел секты работает первоклассно. Так что, дважды подумайте, прежде чем ее покупать (если вдруг была такая мысль).

После прочтения книги Линча и сама пресс-конференция вдруг представилась мне в новом свете. Все вопросы, задававшиеся кумиру миллионов, можно разделить на 2 примерно равные части:
- вопросы, которые заставляли Линча подробно рассказывать о достоинствах ТМ. Прикол в том, что его ответы на эти вопросы практически слово в слово повторяли то, что написано в его книге. То есть, вопросы, которые задавали журналисты, были рассмотрены в книге, по поводу которой собрана пресс-конференция! Самое простое объяснение - никто из журналистов не читал эту книгу, все просто явились наработать материал для статьи/репортажа и спрашивали что приходило в голову. Однако подозрительным остается то, что задаваемые ими "случайные" вопросы настолько были точно подобраны, что заставляли Линча пересказывать наиболее сильные в рекламном смысле места из книги.
- вопросы, которые не вписывались в вышеописанный тренд. Тоже были двух типов. Во-первых, просто идиотские (девушка заявляет о том, что прекрасно знает все творчество Линча и тут же просит его наконец рассказать, кто же убил Лору Палмер) - некоторые журналисты меня прямо удивили своей некомпетентностью и наглостью. Во-вторых, наоборот, оригинальные и интересные, но таких было совсем мало. Например, Линча спросили, если идеи - это рыбы, а сам он - лишь рыбак, то кто же на самом деле является автором его фильмов.
В общем, задним числом у меня возникло параноидальное подозрение, что пресс-конференция была просто спектаклем, и примерно половина задававших вопросы играли в нем вполне определенную роль.

В этом смысле любопытно, чем мероприятие закончилось. Я выше написал, что рядом с Линчем сидел неизвестный молчаливый мужчина. В конце Линч неожиданно представил его публике. Оказалось, что это руководитель какой-то ТМ-организации в Москве. А на выходе из здания лежали цветные проспекты с вложенными дисками - реклама ТМ.

Словом, Линч - сектант. И стал он им, судя по его же словам, еще в 70-х годах. Тогда как раз был пик популярности медитативных практик в США. По-видимому, в последние годы, когда его слава достигла максимума, организация решила использовать его как сильнейший маркетинговый инструмент. Я все же склоняюсь к мысли, что им манипулируют, а сам он искренне убежден, что делает благое дело. По крайней мере хочется в это верить. Важно, что среди персонажей его фильмов единственный потенциальный популяризатор идей ТМ - специальный агент Дэйл Купер. А ведь Линч мог бы рекламировать ТМ в своих фильмах и гораздо настойчивее.
Tags: Дэвид Линч, псевдонаука

  • Post a new comment

    Error

  • 27 comments

[info]burningjapan

April 13 2009, 07:19:13 UTC 3 years ago

Не хочешь дополнить и издать эту заметку монографией?:)
В самой ТМ ничего страшного нет, но это, конечно, дикость, поскольку сама ТМ тут используется просто как наживка для доверчивых масс, помешанных на "духовном", и в итоге от её самой остаётся лишь процента два-три, а всё остальное - маркетинг, НЛП-приёмы и прочее. Хорошо хоть, что на осознанных сновидениях никто не стремится сделать такой же сектантский бизнес, а то ещё в каких-нибудь странах запретят смотреть сны.:) У меня, кстати, валяется какая-то книжка 90ых про единую теорию поля с куче формул:), надо найти перечитать.:))

[info]mimoid

April 13 2009, 07:52:19 UTC 3 years ago

Не, ТМ в данном случае - брэнд, закрепленный организацией Махариши.

Теорий объединения немало, но они все гипотетические. Вот в 2007-м появилась "исключительно простая теория всего".

[info]aksuk

April 13 2009, 09:03:23 UTC 3 years ago

Сейчас много кто активизировался. "Тонкие" сообщества просекли, что за ними будущее и делят поляну. Напоминает Европу перед первой мировой. Каббала (не вообще, а "Каббала от..."), ТМ, Шри Чин Мой, да мало ли кто еще...
Занятно, что гиганты 20 века как-то тушуются - сайентологи те же.

По-моему этот дележ - не плохо и не хорошо, просто так сейчас организуются люди. А деньги нужны даже тонким сообществам, они ведь полностью материальны и не могут духом питаться. Лютеране в Германии берут налог со всех, кто объявляет себя членом церкви, наши действуют более ненавязчиво, но тоже кормятся как-то. Не говоря уже о более новых и агрессивных образованиях.

[info]mimoid

April 13 2009, 11:44:54 UTC 3 years ago

Ну да, само по себе явление меня не удивило, меня удивило, что агитация происходит так хитроумно, прикрываясь совершенно иными словами и поводами. Люди думают: "как здорово, наш любимый великий режиссер наконец-то написал книгу, ее издали на русском, и даже он сам пожаловал к нам рассказать о ней!", а на самом деле это все пиар-акция международной корпорации (пусть и "тонкой").

А сайентологи разве тушуются? Они же уже давно используют для пиара крупные медийные фигуры, томкрузов всяких.

[info]aksuk

April 14 2009, 08:37:26 UTC 3 years ago

Видимо ему было озарение :)
Сайентологи порядком испортили себе репутацию, слишком ощутимый след коннотаций за ними тянется. А Махариши - Битлз (пусть даже они и поссорились), Линч... Ничего такого пока.

Меня во всех таких случая напрягает эта жесткая форматированность под конкретную корпорацию. Человек, отсекающий все в ущерб одному, очень уязвим. С другой стороны есть всегда шанс, что это у него такая попытка прорваться к тонкой реальности через грубые церковные структуры. Что-то вроде курехинского евразийства, там ведь все тоже было в каком-то смысле очень серьезно.

[info]ecce_zoidberg

April 14 2009, 08:17:51 UTC 3 years ago

странно только, что если он стал ТМщиком еще тогда, что его только сейчас прорвало
Харрисон стал кришнаитом в конце 60-х, но перестал агрессивно нести Кришну в массы уже после середины 70-х, его наоборот, как-то отпускало

[info]mimoid

April 14 2009, 11:44:22 UTC 3 years ago

Ну я подозреваю, что его не так давно надоумили заняться пропагандой ТМ. В его фильмах-то эта тема почти не проявлялась (кроме "ТП").

[info]ecce_zoidberg

April 14 2009, 11:50:05 UTC 3 years ago

там еще и пол с ринго каким-то образом замешаны, но разбираться лень

а вот некоторые люди из консультационного совета ДЛФ действительно похожи на тех, которых рисуют в журналах Свидетелей Иеговы

http://www.davidlynchfoundation.org/about-us.html

[info]_subtle_

April 15 2009, 05:48:40 UTC 3 years ago

а где в тп это было??

в тп был тибетский буддизм и дзэна немного

[info]mimoid

April 15 2009, 09:01:25 UTC 3 years ago

Напрямую не было, конечно. Но очень близко. Я о том и говорю, что нигде в своих фильмах он прямо ТМ не рекламировал. Самое близкое - озарения Купера.

[info]_subtle_

April 15 2009, 06:01:21 UTC 3 years ago

тот же самый вопрос посещал уже очень давно)

впервые линч заговорил о ТМ, если не ошибаюсь, году в 2005-м. было это перед выходом IE. вопрос, конечно, очевиден - если это так круто и так тебя помогает, какого ж ты 32 года молчал, а тут вдруг такую пропаганду развел и даже миллионы в их фонд стал собирать??

[info]ecce_zoidberg

April 15 2009, 12:34:12 UTC 3 years ago

в книжке Lynch On Lynch он прямо говорит следующее (на вопрос про то, откуда к нему пришел замысел Лост Хайвей):

Did these ideas come to you in the way you've mentioned before: just sitting down somewhere quietly and allowing your mind to drift off and trawl for ideas and images?

Yeah. The world is getting noisier and more and more frantic in the atmosphere, and so even sitting still is a problem. My friend Bushnell Keeler always said, "You need to have four hours of uninterrupted time to do one hour of good painting". If you're rushed you just can't think and do it. You've gotta really fall in deep to go to this place where you catch ideas. But it reaally takes sitting still.

Do You do this in a systematic or ritualized way? Is it like a form of meditation?

No. Meditation is a completely different thing. This is more like contemplation. You start thinking aand one thing leads to another and you forget where you started. You forget that you're even thinking for a while. You're lost, and if you ssuddenly drop thourgh a trapdoor into the big idea bank, then you've got the thing happening.


[info]_subtle_

April 15 2009, 12:39:29 UTC 3 years ago

очень сильный аргумент! спасибо
что же, неужели, выходит, что просто врет откровенно?)

кстати, у вас ссылки на всю книгу нет под рукой?

[info]ecce_zoidberg

April 15 2009, 12:47:49 UTC 3 years ago

нет, у меня она в бумажном виде. насколько я знаю, она когда-то выйдет на русском, наверное, даже скоро

[info]_subtle_

April 15 2009, 12:55:24 UTC 3 years ago

ну, меня вполне бы устроил английский вариант)
поищу в сети, хотя надежд мало - иностранцы как-то очень редко выкладывают книги в сеть

[info]ecce_zoidberg

April 15 2009, 12:51:18 UTC 3 years ago

ну, просто сейчас он видимо понял, что всю жизнь неосознанно пользовался ТМ - так, наверное

[info]_subtle_

3 years ago

[info]ecce_zoidberg

April 15 2009, 12:46:06 UTC 3 years ago

книжка 2005 года. по тексту meditation встречается еще несколько раз, но в более широком значении - "размышление" (3-4 раза на 300 страниц текста)

[info]dralkin

April 14 2009, 18:37:18 UTC 3 years ago

Гляди, Илья:
http://users.livejournal.com/_subtle_/110963.html
там еще ссылки на видео есть.

Сегодня попытался найти в сети отчеты каких-нибудь сми о линчевской конференции.
Такое впечатление, что ее и не было вовсе. Анонсы одни.
Похоже, не сочли журналисты тему тм-пиара достойной ))

[info]dralkin

April 14 2009, 18:39:44 UTC 3 years ago

не совсем по теме, но может любопытно быть (тоже у _subtle_)
http://users.livejournal.com/_subtle_/101494.html#cutid1
"Российский кинематограф: бегство от реальности"

[info]mimoid

April 15 2009, 12:07:26 UTC 3 years ago

Очень интересно! Насчет бегства нашего кино от реальности многие пишут.

[info]dralkin

April 15 2009, 12:21:34 UTC 3 years ago

ты на цифры, на цифры гляди!

[info]mimoid

April 15 2009, 12:06:06 UTC 3 years ago

Ну что-то есть:
http://www.kp.ru/daily/24276.5/472318/
http://www.vremya.ru/2009/62/10/227047.html
http://www.gazeta.ru/news/culture/2009/04/11/n_1351066.shtml
и т.п.
Ничего интересного, переливают из пустого в порожнее... Наверное, Линч все-таки не столь значимая у нас фигура, чтобы журналистам креативить из-за него что-то полноценное.

[info]_subtle_

April 15 2009, 05:58:53 UTC 3 years ago

дяденька рядом, в светлом костюме такой? да, это один из махаришей) они же привезли линча во вгик на роскошной тачке и все время тусили у сцены, один из них же стоял рядом с линчем в "москве" и подавал книжки на роспись. очевидно, весь приезд был организован ими

с вопросами/ответами ровно такая же фигня творилась во вгике. при этом там предположить "подставные" вопросы легче, поскольку подавляющее большинство было написано на бумажках, и "нужные" вопросы передать было очень просто

странно, что вы книгу несколько часов читали ,) линч ее аудиовариант медленно и с паузами прочитывает менее, чем за 2 часа

[info]mimoid

April 15 2009, 09:03:56 UTC 3 years ago

Да, кажется, в светлом.

Можно было и быстрее :) Я ее читал урывками то в метро, то дома, постоянно отвлекался.

[info]nooff

August 5 2009, 10:22:29 UTC 2 years ago

еще ссылка

вот еще сайт по теме Трансцендентальной медитации, более-менее информативный http://tm-guru.info
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…